Пресса

[Биография] [Пресса] [Фильмография] [Песни] [Ссылки] [Письмо автору] [Форум] [Начало] [Благодарности]

Dean ReedМихаил РЫБАК

"ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА. ДИН РИД В ОДЕССЕ"

Одна из редакций Одесской телестудии заказала мне большой фоторепортаж о пребывании в нашем городе певца-трибуна Дина Рида, популярность которого в 60-70-е  годы охватила почти все континенты. Фоторепортажи на экранах черно-белых телевизоров в те годы транслировались ежедневно. Видеокамер тогда еще не было, а для съемки всех сюжетов для повседневных телевизионных программ просто не хватало инопленки.

Фоторепортаж на экране демонстрировался элементарно: на студии перед стационарной камерой помощник режиссера перелистывал фотографии, расположенные в определенном порядке, а диктор за кадром сопровождал иллюстрации коротким текстом. Примитивно, однако доступно, и можно было раскрыть любую тему. Особенно, если автором репортажа был грамотный фотожурналист, умевший найти эффектные ракурсы, отснять не только общие планы, но и средние, крупные, так что получался короткий фильм, но не с движущимися, а остановленными кадрами.

Огромные тяжелые передвижные телестанции (ПТС) устанавливались на массивных треногах и, вполне понятно, что использовать их могли далеко не во всех случаях.

Дин Рид совершал турне по городам Советского Союза, в августе 1971 года приехал в Одессу и остановился в гостинице Красная. Там мы и встретились в просторном номере, куда я пришел со своим 17-летним сыном. Аркадий уже входил в нашу журналистскую среду, и в данном случае мы собирались делать совместный материал для газеты. Аркадий заговорил с гостем на английском языке, и тот решил, что мы можем обойтись без переводчицы. Она весьма неохотно оставила нас втроем, и все почувствовали себя раскованно. Дин Рид тогда верил, что, наконец, попал в свободную страну, ибо прошлые годы ему пришлось пережить аресты, тюремные заключения в Аргентине и США за участие в студенческих демонстрациях, во время которых певец исполнял песни о мире. Со своими песнями, которые сам сочинял и исполнял под аккомпанемент гитары, Дин Рид объездил много стран. Он шагал впереди демонстрантов, не задумываясь об опасности, так как был убежденным борцом за мир и социальную справедливость. Для этого стройного красавца не существовало опасностей и во время киносъемок, где он сам исполнял все трюки, никогда не пользуясь услугами дублеров-каскадеров.

Освободившись от опекунства переводчицы, Дин Рид взял в руки одну из своих
прекрасных гитар, заказанных индивидуально в Испании, и исполнил несколько песен, мелодичных и зажигательных. Покинув Красную, мы вышли на Пушкинскую, оттуда на Приморский бульвар, гуляли по улицам города. Фотоаппарат запечатлел десятки интересных ситуаций во время общения гостя с одесситами, а они (особенно молодежь) узнавали популярного певца и на каждом шагу приветствовали его.

Из дверей ЗАГСа вышли молодожены, и Дин поздравил их, затем увидел оставленный на обочине мотоцикл с коляской и лежащий в ней шлем. Дин надел его, шаловливо запрыгнул в седло, но, увидев, что собирается толпа, спросил, не арестует ли его полиция? В этот день общительный, доброжелательный Дин Рид только успевал пожимать руки и раздавать улыбки. Он был счастлив, каждая встреча вызывала у него такую радость, как будто все эти люди были его давними друзьями.

Архив газеты "PORTO-FRANCO", Одесса. Март 1998, N40.


Dean ReedТ.Толчанова, заслуженный работник культуры, участница Великой Отечественной войны.

ДИН РИД: ИДОЛ МОЛОДЕЖИ ИЛИ БОРЕЦ ЗА ПРАВДУ

При упоминании этого имени в памяти людей моего поколения сразу предстает образ молодого, светловолосого, обаятельного человека, с гитарой перед микрофоном. Порой мы забывали, что он американец: частые приезды с концертами в нашу страну сделали его близким по духу и мировоззрению. Не случайно поэтому в 1978 г. Дину Риду была вручена медаль Советского комитета защиты мира "Борцу за мир", присуждена премия Ленинского комсомола. Он участвовал в трех всемирных фестивалях молодежи и студентов: Берлинском, Гаванском, Московском. Он был популярен и любим. Он пел об угнетенных и обездоленных. Его песни западали в душу и утверждали, что каждый человек имеет право на убеждения, мир и любовь. Парень из Колорадо, он выбрал себе тернистый путь борьбы за правду и свободу.

Мне посчастливилось общаться с этим сильным, веселым, мужественным и обаятельным человеком. Впервые я увидела его в Кисловодске, где работала заведующим концертным отделом местной государственной филармонии. Северный Кавказ, который сейчас оглашается стрельбой и взрывами, в середине шестидесятых годов жил мирной жизнью. На кавказские минеральные воды приезжали тысячи людей отдохнуть, полюбоваться красотами природы. Госконцерт СССР (была такая организация в Москве) направлял к нам лучшие актерские силы. И однажды прислал с концертами Дина Рида. Мы слышали, что американский певец пользуется успехом во многих странах. К нам Дин Рид приехал с небольшим эстрадным оркестром. Ко мне в кабинетик вошли трое: администратор группы, переводчик и тихий молодой человек. Пока мы обсуждали план выступлений, молодой человек молчал, лишь изредка переводя взгляд то на меня, то на администратора. Когда закончилась деловая часть нашей встречи, переводчик вдруг спросил у меня:

- Говорите ли вы по-английски?
- Гуд бай! - смутившись, ответила я шутливо и добавила - Только это и знаю.

Все засмеялись. Но вскоре стало не до смеха. Выяснилось, почему молчит Дин Рид: у него болит горло. Ничего себе! Певцу предстояло ежедневно выступать в четырех городах. Везде уже аншлаги. Надо спасать!

Я тут же позвонила ведущему отоларингологу Кисловодска, моей доброй знакомой Доре Исидоровне Лернер. Узнав о беде, она сказала:

- Приходите, жду.

Дин, повеселел. Его рука потянулась в карман за портмоне.

- Сколько стоит консультация? - спросил он.
- Ничего не стоит. Бесплатно, - пожала я плечами.

Теперь появилось удивление в глазах Дина.
Дора Исидоровна осмотрела внимательно горло певца:

- Сильное воспаление голосовых связок, на гортани большое количество гнойничков, - был ее диагноз. - Петь нельзя.

Услышав приговор доктора, Дин Рид, с тревогой поглядывая то на врача, то на меня, вдруг возбужденно хрипло заговорил:

- Нет, нет! Я не могу не петь. У меня контракт. Я не могу платить неустойку. Это безумно дорого. У меня нет таких денег. Я буду петь. Я должен петь!

Дора все поняла и снова усадила больного в кресло, предупредив:

- Будет больно. Терпите, - и начала процедуру.

Он стерпел. Но доктор предложила Дину Риду:

- Если не возражаете, я буду с вами за кулисами на всех концертах.
- Но это четыре города, - уточнила я.
- Ну, значит поеду в четыре города, - ответила врач. - Постараюсь помочь вам.

Если бы вы видели изумление и радость на лице певца! Он целовал руки доктора, а она что-то смущенно бормотала о долге, о клятве Гиппократа... это было давно. Тогда такие врачи были!

Перед началом концерта за кулисами Дора ингалятором обрабатывала Дину Риду горло. В стороне скромно сидела темноволосая молодая женщина. Это была Патриция, жена Дина. Она приехала из Америки. Меня удивили ее большие карие глаза: в них была грусть, тогда как муж, пробуя голос, радовался, что почти здоров. Дора использовала каждое появление Дина за кулисами во время аплодисментов, чтобы снова впрыснуть что-то в его горло.

Концерт проходил великолепно. Дин Рид полностью завладел залом. В конце выступления он один вышел на сцену и запел очень популярную в те годы песню "Пусть всегда будет солнце". Сделал паузу и по-русски сказал:

- Поем вместе.

И вновь начал куплет по-английски. В зале подхватили по-русски. Все встали и пели дружно. Когда концерты Дина Рида были в Кисловодске, он по утрам ходил на лечение в санаторий "Орджоникидзе". Заглядывал с Патрицией и ко мне, взахлеб рассказывал, как им нравится этот благодатный край.

- Все, все нравится, - восхищался он. - И санатории, и люди, и природа. Какие на Кавказе добрые люди! - переводчик едва успевал за ним.

В последний вечер перед отъездом мы беседовали уже как старые добрые знакомые. Когда Дин отлучился я не удержалась и спросила у Патриции:

- Почему у вас такие грустные глаза? Не потому ли, что трудно быть женою человека, которого все так любят?

Глаза Патриции вспыхнули.

- Все любят, все любят, - повторяла она с жаром, которого я в ней не предполагала. - Везде любят, но не в Америке...

И она начала рассказывать, как тяжело им живется на родине. Как обстреливают их дом, подкладывают бомбы, разбивают окна, угрожают по телефону, увольняют с работы их родственников. И все за то, что Дин борется за справедливость, за мир, болеет душой за простых людей, за угнетенные народы. Он всю жизнь в пути по странам мира. Она призналась мне, что устала от такой жизни, и, несмотря на то, что любит мужа, вероятно, им придется расстаться.

Меня поразил ее рассказ. Ненавидят, за что? И это в стране, символом которой является статуя Свободы! Там ненавидят певца, который призывает к демократии и свободе, к миру во всем мире?! Мне это было непонятно.

На следующий день, покидая наш край, Дин тепло благодарил всех. Мне и Доре подарил свои фотографии. Провожая глазами машину, увозившую Дина с Патрицией, я с грустью подумала: "Неужели им придется расстаться?" Как выяснилось позже, так это и случилось.

Мы с Дорой, вспоминая эти концерты Дина Рида, считали что никогда больше не доведется нам увидеть, услышать его на сцене. Оказалось, что мне судьба послала еще одну такую удачу.

Был 1971 г. Дин Рид снова приехал на гастроли в СССР. Прилетел из ГДР, куда он переселился, вынужденный покинуть родину. Я жила уже в Москве и, конечно, постаралась раздобыть билет на концерт Дина в киноконцертном зале "Октябрь" на Новом Арбате.

Начало концерта. Зал переполнен. Сцена пуста. И откуда-то издалека послышался усиленный динамиками текст на русском языке. В нем - тоска по родине, боль разлуки, покаяние сына перед матерью за причиненные страдания, любовь, которую он хранит к ней в своем сердце. После краткой паузы тот же радиоголос объявляет:

- Эту песню исполнит автор - Дин Рид.

Дин на сцене. Он почти не изменился за эти несколько лет. Он без гитары. Подходит к авансцене, опускается на колени перед немолодой, скромно одетой женщиной, сидящей в первом ряду, берет микрофон и без музыкального сопровождения поет по-английски песню, посвященную маме. Это и была его мать. Она прилетела из Америки, чтобы повидаться с сыном. А он пел с такой любовью, с такой задушевной теплотой, с таким отчаянием и тоской, что в зале не нашлось ни одного равнодушного слушателя. Я плакала. Да разве я одна?

Песня закончилась. Тишина. Стоя на коленях, Дин подает в зал корзину цветов. Чьи-то руки подхватывают ее и ставят к номам матери. А она протягивает руки сыну. По ее щекам текут слезы. Весь двухтысячный зал встает и взрывается аплодисментами.

На сцену выходит оркестр. Концерт начинается.

Я увидела, как Москва знает и любит сына Америки.

Дин пел много, повторял на "бис". Ему бросали цветы, он ловил их и многие передавал в оркестр. Ему что-то кричали, он благодарил. Я думала: какая же сила обаяния живет в нем, если, не имея больших вокальных данных, он так покоряет слушателей! Это талант, высокое мастерство. Но не только. Это еще и жар души.

После концерта я, поколебавшись, решила пойти за кулисы. Увидела Дина в тесном окружении людей. Кто-то обнимал его, кто-то просил автограф, кто-то преподносил цветы. Я была без цветов и чувствовала себя неловко. Дин кого-то искал глазами. Его взгляд скользнул мимо меня, потом вернулся. Дин направился в мою сторону. Я стояла, не двигаясь. Мне казалось, он идет навстречу тому, кого искал глазами. Но он приближается ко мне.

- Неужели это вы? - сказал по-русски. - Кисловодск! - и с трудом вспоминает мое имя. - Тамара! Жаль, я не знал, что встречу вас. А где Дора?

Я не успела ответить - появилась его мама. И он поспешил ей навстречу, склонил голову, долго-долго целовал ее руки, а она целовала его в макушку. Господи! Американские матери целуют своих взрослых сыновей в макушку, как и русские. Они так же любят, так же страдают, так же радуются.

Я тихонько исчезла.

Дин Рид по-прежнему часто приезжал в нашу страну. Но мне больше ни разу не удалось попасть на его концерт. И вдруг однажды больно ударила весть: Дин Рид погиб... утонул. Какая потеря! Мне не верилось, что он утонул. До сих пор не могу поверить этому. Я стала искать в прессе какие-нибудь известия о его кончине. Что же с ним случилось? Твердого ответа не нашла. Зато узнала о Дине многое.

"Советская культура" от 30 мая 1984 г., статья "В Никарагуа они не пройдут", - говорит известный американский певец Дин Рид. Читаю дольше: "Он активно выступал в поддержку революционной Кубы, против душителей свободы уругвайского народа... сальвадорского народа. Клеймил позором фашистскую хунту Чили. Он выступал перед шахтерами и студентами Сантьяго и исполнял их легендарный гимн "Венсеремос"...

Читаю дальше:

"Дин Рид несколько раз сажали в тюрьму, но он в Манагуа перед Посольством США спел: "Вы, чьи войска убивают невинных. Вы, попирающие законы и владеющие цепями, чтобы превратить людей всего мира в рабов. Вам неведома правда. Но если вы убьете одного, четверо займу его место. Если убьете сто, тысячи
придут, чтобы бороться до победы!"

Вот что мог открыто сказать агрессорам этот смелый, мужественный певец.

Мысли мои обращаются к статье в "Новой газете" от 7 апреля 1999 г. "Американские агрессоры в Гренаде". В ней очевидцы вспоминают о событиях на живописном острове Гренада в 1983 г.

Никарагуа, Гренада, Югославия... Кто следующая жертва? Может быть, моя Родина - Россия? Невинная кровь какого народа прольется еще по вине агрессоров?

Нет, я не хочу, чтобы втянули мою Родину в кровопролитную войну.

Я прошла войну и знаю, что такое, когда на твоих глазах умирают молодые люди, твои друзья и однополчане. Я не хочу войны ни на чьей земле.

И мне хочется сказать всем, всем:

Неужели у нас не хватит разума сохранить на ней мир!

Мне хочется, чтобы на Северном Кавказе вновь было спокойно, вновь приезжали туда со всего мира люди и вновь зазвучала эта детская песня, которую пел Дин Рид:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Может быть, мое желание наивно? Но очень, очень этого хочется.

Журнал "Обозреватель" N10 1999г.


Кира МАЛИНИНА,

корр. газеты "Экономика и жизнь" (региональный выпуск) Санкт-Петербург. Письма в "Огонек"

"ОГОНЕК", N 29, 21 июля 1997

В ЗАЩИТУ ДИНА РИДА

Пишу по поводу материала А. Белякова "Уроки французского" в N 23. С моей точки зрения, автору не следует проявлять личные эмоции, тем более если они идут вразрез с фактами. Я имею в виду фразу: "Но в отличие от "борцов за мир" типа Дина Рида, Матье у нас любили искренне". Нельзя сравнивать две совершенно разные категории: политическую позицию и признание публики. Это нарушение элементарной логики. Здесь еще и грех против фактов. Я не стану убеждать, что Дина Рида в нашей стране любили и до сих пор любят не менее искренне, чем Мирей Матье. О вкусах, как известно, не спорят. Но мне жаль, что так походя, бездоказательно и, кстати, безосновательно, оскорбили память человека, бывшего борцом за мир не на словах, а на деле. К этой его деятельности, замечу, даже политические противники Д. Рида относились серьезно. Приведу пару примеров.

1965 год. Аргентина. Правофланговые фашиствующие террористы в течение двух месяцев обстреливали из пулемета дом певца и его самого. Причина: участие во Всемирном Конгрессе сторонников мира в Финляндии и первая поездка в СССР.

1983 год. Чили. Правительство Пиночета во второй раз выслало Д. Рида из страны, запретив ему навсегда въезд в Чили. Причина: два концерта, данные для студентов Сантьяго и шахтеров Ранкагуа. (Кстати, билет на выступление стоил 1 кг продуктов для поддержки уволенных шахтеров.)

Теперь уже не извиниться перед ушедшим из жизни певцом, но надеюсь, что ваши авторы будут осторожнее и  профессиональнее обращаться с фактами.

 


Из интервью Григория Резниченко взятого у Александра Пороховщикова:

............
Г.Р.: А как западные киностудии, они знакомы с вашей работой, приглашали вас на съемки?

А.П.: У меня было четыре приглашения. Но я не мог их использовать. Болеет мама, болеет папа, он с 1910 года рождения. Я вот разговариваю с вами, а рука тянется к телефону... Как они себя чувствуют? Я их очень люблю. Правда, в 1986 году я чуть было не снялся в фильме у Дина Рида. Но не повезло не мне, а ему - он погиб. Много было путаных публикаций. Он к тому времени разочаровался в нашей системе, ради которой приехал жить сюда. За пять месяцев до гибели одной из американских программ он говорил: "Я не считаю социализм и коммунизм лучшей системой... Я не согласен с тем, что социалистическое общество недостаточно открыто для критики, я полагаю, что должно быть больше индивидуальной свободы." Дин оказался не только не нужным ни США, ни нашему соцлагерю, но и опасным. Он был талантлив. И его просто убрали.
............
Газета "Большой Арбат"


Dean Reed and Kivi

Из интервью Татьяны Секридовой взятого у эстонской актрисы Эве Киви:
...................
Т.С.: Все знают, что вы были замужем за очень известным человеком...

Э.К.:Ансом Ансоном?

Т.С.:Вообще-то я имела в виду американского певца Дина Рида, который, как многие помнят, порвал с Америкой и стал едва ли не официальным "соловьем" властей предержащих у нас в стране, а затем в ГДР...

Э.К.: Увы, советская власть не разрешила нам пожениться. Хотя продолжались наши отношения целых 18 лет! Дин мечтал отметить наше 20-летие. Мы часто бывали вместе и всегда друг о друге знали, где бы ни находились. Часто встречались в других странах. Он всегда старался приехать туда, где я находилась с советской делегацией или просто как туристка. Вы представляете, как это было трудно в те времена! Тем более, что его все время старались от меня оторвать.  Даже несколько раз вызывали к руководству ЦК комсомола в Москве, где, стуча кулаком по столу, внушали: у него может быть сотня любовниц в Советском Союзе, но ни одной законной жены быть не должно! До сих пор храню портреты Дина, на которых написано его рукой: "Каждый раз, когда я возвращаюсь, влюбляюсь в тебя заново и люблю еще сильнее, чем прежде!"
...............

Газета "Частная жизнь"


Журнал "SUPERILLU", январь 2001 год.

Интервью с Ренатой Блюме.

Береговые идиллии озера Zeuthener see. Здесь уже 20 лет живет актриса Рената Блюме. Она имеет известное имя, для которого открываются все двери. Актерская карьера Р. Блюме началась в 1964 г. с фильма "Расколотое небо" . Ей не помешали даже изменения в стране: она продолжала работать как актриса театра. Счастлива она была и с режиссером Франком Байером, ее первым супругом. Сын пары, Александр Рид, является также актером. Только таинственная смерть ее второго мужа в 1986 снова и снова приводила ее в в крупные газетные заголовки. Она каждый раз скрывалась в молчании, не хотела быть известной только как вдова бывшей звезды. Она живет далеко на юго-востоке Берлина, посереди леса и озер.

- Не слишком одиноко ли для женщины?

- Я живу здесь уже 20 лет. Все здесь знакомо мне. Если я учу текст, я охотно гуляю при этом в лесу и не боюсь. Здесь однажды я записала свой рабочий марафон: По сентябрь 99-го я работала при фестивалях Stеrtebeker в Ralswiek, затем я играла в театре в Мюнхене. Это продолжалось до весны, потом был театр в Дюссельдорфе и там после Oybin, представления на Рюген. Остаток года я отдала для кинофильма "Брат Бенджамина" и передачам на MDR. После этой нагрузки мне просто необходим отдых.

- А кто обогревал в это время дом и ждал Вашего возвращения домой?

- Мой сын Александр часто бывает у меня. Но на это Вы, конечно, не намекаете. Очень коротко: другого мужчины в моем доме нет. Но не в моей жизни. Уже год я снова влюблена.

- Кто этот новый мужчина?

- Я не хочу говорить на эту тему. Скажу только: Он не является актером.

- Почему Вы не сближаетесь с Вашей новой любовью?

- Я знаю после всех моих опытов, что не хочу больше жить совместно с мужчиной. Это связано, конечно, с моей профессией. Он постоянно должен был бы ездить за мной. Кроме того, я предпочитаю свободное одиночество. Я веду самостоятельную жизнь с 21 года. Тогда я заключила уже дополнительное страхование пенсии. Причина проста: Я не хотела, чтобы мужчина поддерживал меня или оставался совсем у меня, чтобы меня содержать. Я хочу не зависеть от него, чтобы наши отношения всегда оставались добровольным. Я хочу быть всегда возлюбленной.

- Все же Вы сочетались браком уже как молодая женщина...

- Здесь нет противоречия. Я сочеталась браком в 1969 с режиссером Франком Байером. Он был моей первой большой любовью. Это было чудесное время. На ДЕФЕ заканчивалась съемка фильма "Дорожка из камней" и Франк приехал в Дрезден, где я играла в театре. Мы имели только одну комнату и узкую тахту, которую мы должны были отодвигать от стены, чтобы мы подходили с обеих сторон. Если мы хотели смотреть телевизор, мы должны были выдвигать детскую кровать с нашим сыном Александром в прихожую. Денег у нас было мало, я получала приблизительно 450 марок в месяц как дебютантка. Но мы были счастливы все же.

- И что же разбило эту идиллию?

- Когда у Франка появились новые увлеченности, многое стало расходится. Тогда мы имели, правда, деньги, но уже не были счастливы. Брак начинал разваливаться - до тех пор пока я не подала в 1974 на развод. Я еще вспоминаю, как кисло я реагировала, если мой муж исчезал после еды внезапно в своей комнате и писал сценарии. Он был именно рабочей лошадью. Сегодня я говорю, что он был более важным, чем я - он имел больший опыт, делал лучшие фильмы. Однако, тогда я чувствовала себя иначе и на меня и мою профессию слишком мало обращали внимания - и тогда брак моих родителей приходил мне на ум.

- Дочери часто не хотят быть такими, как их матери. А Вы?

- Я просто хотела наслаждаться моей жизнью больше, чем моя мать. Она отказалась от всего в пользу детей и мужа. Но она не чувствовала жертвенность. Это было содержанием ее жизни. У меня же эгоизм был уже выраженным. Я была честолюбива и хотела быть хорошей актрисой.

- Вы сыграли, наряду с многочисленными ролями театра, в больше чем 40 телевизионных фильмах и фильмах ДЕФА за счет личного счастья?

- Я часто ставила перед собой этот вопрос: Почему я покинула Франка Байера? Он был очень цельным человеком, хотя с ним происходили тяжелые перемены. И то, что я ставила этот вопрос, указывает, что искра раскаяния имеется в наличии.

- Утверждают, Вы быстро утешились с Гойко Митичем.

- Я никогда не вешалась сразу после развода на следующего мужчину. Общественность думала кое-что иное. Я никогда не опровергала это. Я познакомилась с Гойко в 1974 году во время съемок фильма "Ulzana". Однако, я поклялась себе: Никогда не начинать отношения с коллегой! Кроме того, я хотела быть сильной и самостоятельной после развода с Франком. И я училась этому, даже если мне было больно. Гойко я увидела вновь после съемок случайно в фарфоровой лавке в Берлине. Из этой встречи началась 2-летняя интимная дружба. Это не должно никогда было быть совместной жизнью, не говоря уже о браке. Для этого он не предназначен. Он часто говорил мне: "Воробьи летают в увлечении, орел просто летает."

- Как закончились ваши отношения?

-Молодые женщины стояли к Гойко в очередь. Когда-нибудь он выбрал бы другую. Я была очень ревнива, но также и очень последовательна.

- Но один человек все же смог завоевать ваше доверие - американский певец и актер Дин Рид.

- Мы работали в 1974 вместе над фильмом "Кит и Ко". Сблизились мы только после развода Дина. Собственно я не хотела больше вступать ни в какую твердую связь. Однако, романтичный способ ухаживания Дина захватил меня совершенно. Однажды я ехала с сыном в отпуск зимой. На автобане он остановил нас и привез нам теплый молочный коктейль. Если он находился в пути, он посылал ежедневно телеграммы. Он был полон невероятного внимания. Он всегда делал так, чтобы я понимала, что я - самая замечательная женщина в в его жизни. Скоро мне стало ясно: мы принадлежим друг другу, и я еще раз могу решаться на это. В 1981 была свадьба - в белой одежде из романтичных кружев. Счастье было недолгим. В 1986 Дин утонул трагическим и таинственным способом в озере Zeuthener.

- Выяснилась ли причина смерти с того время?

- Я только могу сказать, что все давно было бы известно, если бы все было однозначно. В спекуляции я не хотела бы участвовать. До тех пор пока я не смогу дать однозначного ответа, я не дам лучше совсем никакого.

- Работают ли над выяснением дальше?

- Нам сообщалось, что имеется еще материал в архивах ШТАЗИ (STASI). Там полны подвалы. Мы получим информацию, как только появятся новые сведения.

- Это была речь о самоубийстве. Поверили ли Вы в это?

- Собственно никогда. Однако, я замечала, что Дин становился все более недовольным и замкнутым, больше не восхищался Германией. Если он видел утром серое небо, он говорил только: "В Калифорнии сейчас синее небо". Если люди были здесь недружелюбны, он вспоминал о улыбчивых людях в его стране. Охотно он бы уехал с нами в Америку. Но я не хотела. Я должна была работать здесь. Вероятно, это удручало его как и то, что я могла делать больше фильмов чем он. Но разве это может быть причиной самоубийства? Через 5 дней после его смерти должны были начаться съемки фильма с нами обоими. За этот фильм Дин боролся многие годы. Все-таки, незадолго до цели не кончают с собой.

- Испытываете ли Вы, тем не менее, иногда чувство вины?

- Я задавала себе тысячи вопросов: Что я не заметила? О чем мы не говорили? Что я не захотела понять наконец?

- Находили ли Вы ответ?

- Мы просто слишком мало говорили друг с другом.

- Как вы выдержали такой удар судьбы?

- Сначала он меня совершенно выбил из колеи. Я думала, жизнь заканчивается - и я больше не хотела жить. Только работа над новым фильмом с Рольфом Хоппе вернула меня позже снова в жизнь и позволила понять: я не имею права обременять моего сына Александра своей депрессией. Груз, который я чувствовала, был слишком тяжел для его молодой жизни.

- С тех пор он является, конечно, самым важным мужчиной в Вашей жизни?

- Можно сказать и так. Смерть Дина имеет на меня и моего сына очень сильное влияние. Когда Александр переехал в собственную квартиру, это было горьким моментом в моей жизни. Теперь, однако, я научилась чувствовать свободу.

- Можно ли когда-нибудь снова быть счастливой как женщина после такой трагической потери?

- Есть женщины, которые не дождались своих мужчин с войны и живут сегодня еще в неизвестности. Поэтому я говорю себе в печальные моменты: "Рассматривай себя не так серьезно. Это твой груз, который ты должна нести". Сегодня я иначе понимаю счастье. Счастье является только одним моментом - и оно исчезнет, как только я попытаюсь удержать его.


Статья из "Литературной газеты", 16 июля 1986 год.

В июне из столицы ГДР пришла печальная весть. В результате несчастного случая в Берлине погиб известный американский певец и актер Дин Рид. Как часто бывает в таких случаях, известие это вызвало на Западе разного рода инсинуации. Правые газеты пытались разыграть провокационную версию о том, что гибель американского певца якобы связана с "террористической деятельностью спецслужб коммунистического режима ГДР". Энергично взялась за это неблаговидное дело английская "санди Таймс", которая опубликовала статью "специалиста по культуре Восточного блока" Рассела Миллера.

Р. Миллер представил себя "другом всех друзей" Рида. Он-де не раз разговаривал с женой Дина, с режиссером фильма, в котором собирался сняться Рид, неким Вечавковским - по словам автора, Вечавковский находился в квартире певца в момент его гибели и подходил к телефону вместо хозяев. Знает он и школьную подругу Рида Дикси Ллойд.

В статье Миллера она выступает в качестве "главного обвинителя". "Одним из немногочисленных друзей в его родной стране была Дикси Ллойд, женщина-бизнесмен из Денвера, в свое время работавшая менеджером у Дина Рида. Она не верит ни в самоубийство, ни в несчастный случай. Она убеждена, что его убили, потому что он открыто говорил о желании вернуться в США после 14-летнего пребывания на Востоке."

Мы позвонили в Берлин вдове американского певца Ренате Блюме... У телефона Рената:

- Я никогда не встречалась и не разговаривала по телефону с Р. Миллером. Никакаго Вечавковского я не видела и никогда о нем не слышала. Любые предположения о том, что моего мужа убили - самая отвратительная клевета. Такие домыслы только оскорбляют память о Дине, причиняя боль мне и нашей дочери. Мой муж утонул. Его нашли в озере мертвым. В последнее время у Дина резко ухудшилось здоровье: у него было больное сердце. Что касается предположения, что он хотел вернуться в США - и это абсолютная ложь. Ничего подобного он делать не собирался. Он жил мыслью о новом фильме. Он очень любил нашу дочь. Я считаю подлым иезуитством спекулировать на смерти моего мужа и очень надеюсь, что вы точно передадите мои слова.


[Биография] [Пресса] [Фильмография] [Песни] [Ссылки] [Письмо автору] [Форум] [Начало] [Благодарности]

На главную страницу